3D сканирование
и конструкторские услуги
+7 (812) 648-49-83
Работаем по всей России
3D сканирование и
конструкторские услуги
ru en

Конструкторские ошибки

Основной риск реверс-инжиниринга (разработки чертежей по готовой детали) - когда изготовленное изделие отличается от образца, не встает в механизм, не так взаимодействует с другими частями, как оригинал, т.е. не обеспечивает требуемый результат.

Важно различать конструкторскую ошибку и ошибку производства. Определить это легко – если деталь изготовлена строго в соответствии с чертежом, но что-то не работает – налицо конструкторская ошибка. Если были допущены отступления от чертежа – нужно разбираться с производством.

Основные причины конструкторских ошибок при копировании детали:

Мы не рассматриваем ошибки, связанные с недостаточной квалификацией конструктора. Однако существуют причины, по которым изготовленная деталь будет отличаться от образца, даже если с ней работал самый опытный специалист. 

1. Недостаток исходных данных

В случае нехватки исходных данных конструктор выполняет чертеж на свое усмотрение, и в итоге:

  • видение конструктора может не совпасть с ожиданиями заказчика;
  • конструктор может не представлять себе всю технологию производства детали;
  • на производстве технологию изготовления детали видят по-другому либо не могут физически обеспечить требования чертежа.

Такие ошибки не считаются допущенными по вине конструктора, но, тем не менее, осложняют отношения с заказчиком.

Как предотвратить:

  • запрашивать у заказчика максимум информации;
  • изготавливать и тестировать опытный образец.

См. подробнее Реверс детали: требования к исходным данным

2. Погрешности сканирования и обработки сканированных моделей

В случае если деталь копируется с помощью 3d сканирования, причины отклонений нового изделия от изделия-образца могут быть самыми различными, начиная от неоптимальных условий сканирования и заканчивая погрешностями обработки сканированной 3d модели. 

Какие ошибки могут возникать и почему и почему См. статью От чего зависит точность 3d сканирования

Как предотвратить:

  • дополнительно к сканированию делать ручные замеры ответственных частей,выполнять эскизы, проверять чертеж по изделию-образцу либо по эскизам;
  • изготавливать и тестировать опытный образец.

3. Износ детали

Иногда деталь изношена настолько, что точно восстановить ее геометрию не представляется возможным.

Как предотвратить:

  • восстанавливать размеры по ответным частям;
  • изготавливать и тестировать опытный образец.

4. Человеческий фактор

При ручном образмеривании детали ошибиться может самый опытный конструктор. Причем ошибки могут быть глупейшие – вместо 117 записал 171, или все размеры записывает в миллиметрах, а один в сантиметрах. Конструктор - тоже человек, подверженный стрессам и эмоциям.

Это самый сложный для предотвращения вид ошибки и крайне неприятная, но, к сожалению, возможная ситуация для компании. Конечно, при выявлении такой ошибки конструктор исправляет чертеж в кратчайшие сроки за свой счет. Однако заказчик к этому времени может понести потери, связанные с изготовлением детали.

Как предотвратить:

  • делать фото детали;
  • делать эскизы отвественных частей детали с ручными замерами (даже в случае 3d сканирования);
  • после моделирования делать контрольное визуальное сравнение модели и фото – так можно выявить ошибку в размерах;
  • хранить эскизы (сдавать в архив) на случай спорных вопросов;


Резюме:

При реверсе детали хватает рисков, которые могут привести к тому, что изготовленная копия будет отличаться от оригинала, даже если не по размерным характеристикам, то по эффективности работы. Именно поэтому в договоре с заказчиком мы настаиваем на том, что изготовление чертежа по образцу детали преследует единственную цель – ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОПЫТНОГО ОБРАЗЦА. 

Опытный образец по возможности лучше изготавливать из недорого материала, например, если конечное изделие из стекла – можно взять фанеру, если из дорогостоящего сплава – можно воспользоваться 3д-печатью прототипа.

На опытном образце тестируются все требуемые характеристики, по итогам тестов в чертежи вносятся исправления, и только после этого чертеж можно запускать в серийное производство.